Книга гостейКарта сайтаПервая страница


Новости
Деятельность
Публикации
Книга гостей

 

  ПУБЛИКАЦИИ  
 

Пожалеет ли наших детей вице-губернатор.

Судя по тому постановлению, которое недавно обнародовало правительство Пензенской области (“О создании университетских комплексов”), оно и впрямь проявляет какой-то интерес к тому, чтобы мы опять видели розовощеких озорных российских ребят, призывников с “пшеничным телом”, дородных российских девушек… Хотя, надо признаться, об этом размечтались мы, а не наше местное правительство! А правительство, не особо замечая синюшных, замордованных наукой наших деток (чужих деток кто пожалеет?!), строчит о создании группы по разработке преемственных программ подготовки специалистов… Признаемся, звучит многообещающе и завлекательно. Реальное реформирование системы образования назрело давным-давно. Но ведь если говорить по существу дела, то следует отметить, что у нас в области, задолго до этого постановления (его автор – Н.Овчинников – еще только собирался пойти в первый класс!) были предприняты определенные попытки реформирования. К сожалению, чиновничий аппарат тех и последующих лет от этих предложений отмахнулся. Понимая, что в них есть еще “полновесное зерно здравого смысла”, мы решили побеседовать с одним из реформаторов доцентом, членом-корреспондентом Академии естественных наук РФ В.И.Агарковым

— Валерий Иванович, какие давным-давно назревшие противоречия в системе образования должны решать новые программы?

— Главное – устранить большую разницу между объемом предлагаемой к усвоению информации, объективной необходимостью усвоения предлагаемой информации и возможностями человеческой памяти!

Увеличить объем информации в учебнике очень просто. Сейчас в мире в узкой области знаний ежедневно печатается 40 тысяч страниц текста. А возможности человеческого мозга по усвоению научной информации в современной России сокращаются, так как значительная часть времени используется для решения задач непосредственного выживания.

Углублению этого противоречия способствует разработка авторских программ и авторских учебников. Они создаются преимущественно в одном направлении – углубление знаний по частным предметам. Работа по объединению знаний в общую картину практически не ведется. В результате — количество запоминаемой информации у обучаемых сокращается. К примеру, известны случаи, когда выпускники вузов инженерного профиля не могли написать законы Ньютона, Ома, определить площадь круга…

— А быть может, их проблема в том, что они просто плохо учились?

— Мы не сторонники зубрежки… И согласны с принципом: “Ум юноши не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь”.

— Но, увы, в жизни мы видим другое. Учебник по математике предлагает пятикласснику решить задачу, условие которой вытекает из ребуса, который нужно разгадать. В нем есть и слово из трех букв… Но это не русская матерщина – а старинная мера земли в Англии.

При решении этой задачи сначала взялись за телефон одноклассники, потом их родители… Но задача так и не была решена!

— Со своим единомышленником и соратником кандидатом философских наук, доцентом Николаем Михайловичем Сапожниковым, мы считаем, что связывать подобную математическую подготовку пятиклассника с необходимостью знания английского слова “акр” означает для составителей учебника утрату жизненной ориентации.

— Но беда-то в том, что подобная задача в учебнике по математике не одна! И практически во всех других учебниках! В связи с этим возникает вопрос: “Почему работники администраций всех уровней не опротестовывают сложившееся положение, а лишь жалуются на перегрузку учащихся, снижающую качество обучения и подрывающую их здоровье?”

— Мудрые утверждают “Лучше зажечь лучину во мраке незнания, чем бесконечно жаловаться на тягость мрака”… Однако решение этой проблемы видится нами не в частной корректировке отдельных программ и учебников, а в разработке общих подходов к процессу обучения. Успех приходит тогда, когда обнаруживается некоторое синтезирующее звено.

Так, например, на заре зарождения математики люди не знали о существовании абстрактной единицы счета. И считали: два гуся плюс два гуся – есть четыре гуся, а два петуха плюс два петуха – есть четыре петуха. Начало математике было положено, когда кто-то неизвестный придумал, что два плюс два всегда есть четыре, независимо от того, что это гуси, петухи, яблоки и т.д.!

По прогнозу современной философии синтезирующим звеном в современных науках может стать кибернетическое понятие “процесс”. Но, впрочем, поскольку “Наука – суть понятий и умение оперировать ими”, то можете более подробно ознакомиться с этим в нашей публикации, которая впервые была сделана в 1974 году…

— Если можно, расскажите, пожалуйста, вкратце о сути…

— Суть этой работы в том, что все описание процесса удалось выразить девятью общенаучными категориями. В ней по существу речь идет о “сжатии” информации – явлении абсолютно необходимом при происходящем сейчас информационном “взрыве”.

Кстати, все педагоги-новаторы в своей практике используют те или иные способы сжатия информации. Например, В.Ф. Шаталов из Донецка применял образное отражение информации и получал прекрасные результаты. Брал отстающий класс, сам вел все предметы и обеспечивал стопроцентное поступление выпускников в престижные вузы! Его методы граничили с искусством!

— Валерий Иванович, но что вы конкретно предлагаете школьному педагогу, замордованному инструкциями и методическими указаниями своего строгого начальства?

— Мы предлагаем научные подходы к “сжатию” информации. Преподаватель, прежде чем требовать заучивания некоторых понятий, должен определить их значимость. Если понятие не обнаруживает своей значимости, оно подлежит ознакомительному изучению, без заучивания.

При этом одновременно решается и другая задача. Доказать значимость понятия можно только на реально осуществляемых в жизни процессах, то есть неотвратимое сближение школы с жизнью.

— Полноте! Ведь вы же просвещенный человек и наверняка помните, что еще в третьем веке до нашей эры написал великий Платон: “Школа учит для школы, а не для жизни”!

— С тех пор время радикально изменило общество. Оно не может позволить себе такой роскоши, как переучивание в жизни после обучения в школе.

— Но как же быть в таком случае при получении второй профессии?!

— Если специалист изучил процессы и их структуру, осуществляемые в одной отрасли, то при переходе в другую отрасль ему достаточно освоить дополнительно некоторые неизвестные ему производственные процессы и дополнить небольшим количеством неизвестных ранее существенных понятий. При этом резко сокращаются сроки обучения и повышается полнота знаний.

— Валерий Иванович, как человек давно и долго размышляющий над совершенствованием учебного процесса, что вы думаете по поводу последнего постановления местного правительства? Возможна ли его успешная реализация?

— Я глубоко убежден, что реальное повышение эффективности учебного процесса в значительной мере зависит от того, будет ли при разработке преемственных программ осуществлен системный подход, обеспечивающий объединение разрозненных знаний в общую картину, отражающую мир на уровне современной науки.

Ольга ПЕРЕТУ.

От редакции. Очень хотелось бы надеяться, что наши местные управленцы будут не только составлять очередные дежурные постановления, но и на практике постараются трепетно (!) аккумулировать те знания, которые имеет наша научная общественность. Не надо ежеминутно изобретать велосипед… Надо учиться на нем ездить!

Со своей стороны разработчики метода “сжатой подачи информации” В.И. Агарков и Н.М. Сапожников готовы оказать реальную помощь в действительном совершенствовании учебного процесса на всех уровнях. И нам кажется, что здоровье детей, их истинное интеллектуальное развитие, а значит, и настоящее счастливое будущее страны (и Пензенской области в частности!) во многом зависит от того, насколько дежурные постановления будут наполняться искренним рвением исполнителей.

                                                              "Любимая газета" № 50 от 13.12.2000
                

Назад

 

 
  Директор и администратор
Капитуров Владимир
Александрович
E-mail:
yabloko@penza.com.ru
Электронная почта

| Главная страница | Новости | Деятельность | Публикации | Книга гостей | Карта сайта |