Книга гостейКарта сайтаПервая страница


Новости
Деятельность
Публикации
Книга гостей

 

  ПУБЛИКАЦИИ  
 

Кто заплатит за бесплатный проезд?

Бесспорно, что в рыночной экономике все должны считать деньги и жить по средствам. Что касается граждан и предприятий, то тут этот объективный экономический закон работает, как говорится, на все сто. А вот в отношении нашего государства этого сказать нельзя. Судите сами: если в эпоху развитого социализма государство предоставляло право бесплатного проезда в общественном транспорте лишь 15-ти категориям граждан, то в эпоху постсоветского капитализма оно облагодетельствовало таким правом 60 категорий граждан

Что, наше государство стало в четыре раза богаче, чем прежде? Отнюдь. Просто Государственная Дума и федеральное правительство хотят выглядеть в глазах людей добренькими и сердобольными. Это, как говорится, на здоровье, однако компенсируются государственные транспортные льготы не из государственных средств. То есть государство решило быть добреньким за чужой счет.

Льготы на проезд в общественном транспорте, за редким исключением, устанавливаются федеральными законами. Однако транспорта общего пользования в федеральной собственности нет, весь общественный транспорт находится либо в муниципальной собственности, например МУП “Горэлектротранс”, ППАТП № 1, 3, 4, либо в акционерной – ОАО “Пензавтотранс”.

Сегодня в Пензенской области каждый второй пассажир, пользующийся услугами общественного транспорта, имеет право на льготы. Кто компенсирует транспортным предприятиям издержки по перевозке льготников? Три поездки в месяц компенсирует областной бюджет, восемь поездок – бюджет города Пензы. Федеральный бюджет, который, собственно говоря, предоставляет абсолютное большинство льгот, не компенсирует ничего.

Результат такого отношения государства к проблемам транспорта известен – транспортные предприятия все труднее и труднее справляются с пассажиропотоком, их финансовое положение постоянно ухудшается. Если при социализме средний срок службы автобуса в Пензе составлял 5 – 6 лет, то сейчас этот срок возрос до 14 – 15 лет. В результате 70 процентов автобусов ни автопредприятиях областного центра полностью выработало свой ресурс и подлежит немедленному списанию. Заменить их нечем, так как у городского бюджета недостает средств не то что на приобретение новых автобусов, но даже на компенсацию затрат транспортников по перевозке пассажиров в рамках муниципального заказа, то есть с предоставлением льгот как федеральных, так и местных.

В связи с этим количество автобусов, работающих по муниципальному заказу, год от года снижается. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, транспортники пускают часть автобусов на линию в режиме маршрутных такси, в которых льготы не действуют. Но им, что называется, палки в колеса вставляет прокуратура. Возможно, пензенцы заметили, что с городских улиц исчезли автобусы маршрутов №15 и №19, перевозившие только “платников”. У многих горожан, не заслуживших транспортные льготы, эти маршруты пользовались популярностью. Теперь их нет.

“Благодарить” за это надо прокуроров, которые возбудили административное дело в отношении директора ПАТП № 4 Д.Баткаева, добиваясь от него предоставления на этих маршрутах льгот в соответствии с федеральным законодательством. Поскольку маршруты №15 и №19 в муниципальный заказ не входят, директор счел целесообразным отменить их вовсе, нежели терпеть дополнительные убытки от перевозки льготников. Вот так прокуроры восстановили социальную справедливость.

Кстати сказать, прокуратура, ревностно следящая за предоставлением пензенскими транспортниками пассажирам всех льгот, установленных федеральным законодательством, очень спокойно относится к тому, что федеральное правительство не выполняет на территории Пензенской области федеральные законы в части финансирования предоставленных транспортных льгот. Вот такая у нашей прокуратуры избирательная принципиальность.

Но вернемся к нашему хиреющему общественному транспорту. Может быть, “до ручки” его довели вовсе не льготники, а низкие тарифы на проезд? Во-первых, бесконечно повышать тарифы для одних и продолжать возить бесплатно других – не справедливо, поскольку в настоящее врем яза льготников фактически платят, так сказать, вскладчину транспортники и пассажиры-“платники”. Однако ни те, ни другие никого бесплатно возить не обещали. Так почему же они должны оплачивать обязательства государства?

Во-вторых, эксперимент, проводимый ППАТП № 1 на маршруте № 6 и некоторых других, где льготы не действуют, но пассажиры платят ха проезд всего один рубль, показывает, что выручка увеличилась на треть. К этому, видимо, стоит добавить, что весной депутат Пензенской городской Думы Борис Громков, являющийся директором ППАТП № 3, призывал коллег-депутатов принять решение об отмене льгот на дачных маршрутах. По расчетам Громкова, это позволило бы установить на всех дачных маршрутах единый тариф – 2 рубля, вне зависимости от расстояния. Городская Дума не поддержала депутата-транспортника, в результате переполненные дачные автобусы в плане денежной выручки продолжают выглядеть полупустыми.

Из всего сказанного напрашивается простой вывод: затраты транспортных предприятий по перевозке пассажиров-льготников должны полностью компенсироваться. Совершенно очевидно, что компенсации должны выплачиваться из тех бюджетов, на уровне которых приняты соответствующие льготы. Если еще год-другой федеральный бюджет будет “прощать” пензенским транспортникам свои долги, то общественный транспорт в Пензе наверняка если не развалится, то станет работать с серьезными сбоями. Это почувствуют все – и “платники”, и льготники. Наступит полнейшая социальная справедливость.

Виктор КУЗИН.

                                                             "Любимая газета" № 45 от 8.11.2000
                

Назад

 

 
  Директор и администратор
Капитуров Владимир
Александрович
E-mail:
yabloko@penza.com.ru
Электронная почта

| Главная страница | Новости | Деятельность | Публикации | Книга гостей | Карта сайта |